Итак, законодатель принятием Федерального закона 115-ФЗ возложил (вернее, переложил) государственную фискальную функцию выявления недобросовестных налогоплательщиков на коммерческие организации, какими в полной мере являются банки. При этом, им развязали руки, разрешив применять к своим клиентам санкции без суда и следствия, руководствуясь лишь подозрениями и знаменитым «highly likely».
Последствия не заставили себя долго ждать. Как акулы банки набросились на малый бизнес – на сегодняшний день только ленивый не установил «заградительных» тарифов от 10 до 50 процентов от остатка на счете, суть которых сводится к необоснованному завладению деньгами клиентов, прикрываясь механизмами Федерального закона 115-ФЗ. Об изначальной цели упомянутого закона никто из банкиров и не вспоминает – у них глаза горят получить дополнительную прибыль. Почему бы ее не получить, если можно? То же самое в свое время было с банковскими комиссиями за рассмотрение кредитных заявок. Кто требовал ее вернуть, тому возвращали, но основная масса заемщиков комиссию платила.
В практике стала распространенной ситуация, когда юридическому лицу службой финмониторинга банка блокируется счет, клиент направляет платежку на перевод, а банк дает письменный отказ, при этом указывает «при повторном отказе банк вправе закрыть счет, а остатки денежных средств перевести на специальный счет в ЦБ».
Звучит страшно, очень страшно, но стоил ли паниковать? Рассказывают в телеграм-канале «АнтиФинРазведка»: https://t.me/AntiFinR.
Прежде, чем бояться отдел финмониторинга банка, — необходимо понять, что это всего лишь банковские служащие, которые не имеют НИЧЕГО ОБЩЕГО с государственными органами Финмониторинга. Это всего лишь работники, которые не имеют никаких властных полномочий. Они вместе с руководством банка вознамерились завладеть вашими деньгами, но при этом очень часто они даже не знают действующего законодательства.
У меня в практике был случай, когда мой визит в банк после закрытия счета и перевода денежных средств на специальный счет ЦБ вызвал искреннее недоумение у сотрудников. Оказывается, они и не подозревали, что у банка в этом случае остаются перед клиентом некоторые обязанности.
Обычному представителю малого бизнеса юрист не по карману, поэтому он слабо разбирается в громадном количестве законов и подзаконных актов. Выход — юридический аутсорсинг.
Что уж говорить про Федеральный закон 115-ФЗ, который имеет абсолютно запутанную структуру и дает возможность до невозможности пугать и без того запуганных клиентов…
Согласно действующему законодательству РФ (п. 3 ст. 859 ГК РФ):
«Банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета». Таким образом, в самом ГК РФ нет прав у банка закрыть счет без суда в одностороннем порядке, идет отсылка к законам».
Как раз Федеральным законом 115-ФЗ и предусмотрен такой случай: расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, которая признана банком подозрительной (ст. 7, Федеральный закон 115-ФЗ).
Как следует из смысла данных статей – все это придумано, чтобы дать возможность банку закрыть счет непонятливому клиенту, который уклоняется от закрытия счета добровольно.
Это подтверждает Указание Банка России от 15.07.2013 г. № 3026-У «О специальном счете в Банке России», которое, дословно: «определяет порядок открытия и ведения специального счета в Банке России (далее – специальный счет), порядок перевода денежных средств кредитной организацией или ее филиалом (далее – банк) на специальный счет в случае НЕЯВКИ клиента за получением остатка денежных средств на счете в течение шестидесяти дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счета».
Таким образом, если вы уже обратились в банк и подали заявление на закрытие счета – банк никак не может применить перевод на специальный счет в ЦБ, ведь вы уже пришли за своими деньгами и изъявили волю их забрать! Но помните, что здесь вы находитесь в зоне действия «заградительных» тарифов, так как вы еще считаетесь клиентом банка.
Среди клиентов распространяются слухи, что придется ехать в ЦБ, обивать пороги высоких руководителей ЦБ, доказывать происхождение денег, и в итоге, навсегда их лишиться. Это абсолютно не соответствует действительности!
То же Указание Банка России от 15.07.2013 г. № 3026-У регламентирует процедуру. Если клиент, извещенный о намерении банка закрыть счет, не является в банк в течение шестидесяти дней и не забирает остаток (наличными либо на ЛЮБОЙ счет), банк переводит их в ЦБ на специальный счет.
Но, при первом обращении клиента за деньгами банк ОБЯЗАН вернуть их со своего специального счета в ЦБ на свой корреспондентский счет, после чего в семидневный срок перечислить клиенту!
Таким образом, даже при переводе денег в ЦБ ваш банк НЕ ПЕРЕСТАЕТ быть обязанным вам по возврату остатка. Никаких доказательств происхождения денег не требуется, и ни в какой ЦБ вам обращаться не нужно.
Поэтому ничего не бойтесь, если вас пугают специальным счетом ЦБ. Банк делает это, чтобы склонить вас на перевод остатков на свои же реквизиты в другом банке (что, как правило, не решает вопрос с блоком) и получить при этом повышенную комиссию.